Проект реализуется в частном учреждении музее "Насекомые мира", который является обладателем уникальной коллекции насекомых. Коллекция собиралась более 20 лет, и содержит редкие экземпляры, которые практически невозможно встретить в природе. Изменение климата, вызванное человеческой деятельностью, привело к тому, что многие насекомые находятся на грани исчезновения, а некоторых уже нет. Список исчезающих видов продолжает расти с угрожающей скоростью. Поэтому важно помнить, что человек - лишь один из элементов экосистемы и его вторжение в природу несет за собой необратимые последствия, которые приведут к гибели самого человека. Насекомые встречаются во всех элементах биосферы: почве, пресной и соленой воде, воздухе, живут во всех климатических поясах от арктических льдов до тропических лесов. Известный энтомолог Г.Я.Бей-Биенко (1903-1971) писал, что, если бы наша планета вдруг осталась без насекомых, человечество постигла бы катастрофа, ведь они представляют собой самую большую группу животного мира. Цель данного проекта превратить людей из пассивных потребителей музейной информации в активных участников культурно- коммуникационного процесса, сформировать у людей экологическую культуру, привлечь к сбережению экологии. Данное изменение возможно за счет акцента на коммуницировании друг с другом, использовании игровых технологий, проведении открытых лекций, открытии дискуссионных площадок, проведение конкурсов, обеспечение возможности посетителям музея принимать участие в создании музейного контента (Co-creation).
Территория проекта: город Армавир Краснодарский край
Целевые группы проекта: Население города Армавир Краснодарского края
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта:
Несколько последних десятилетий человечество всё серьезнее задумывается над проблемой сохранения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и исчезновения последних представителей животных, помещенных в Красную книгу. Большую роль в жизни и адаптациях насекомых играет стабильность внешней среды. В природе организмы живут не изолированно друг от друга, а в виде особых сообществ или биологических комплексов – биоценозов. Существующее многообразие видов живых существ на планете - не каприз природы, а насущная необходимость. Исчезновение одного вида вызывает нарушение работы всей экосистемы. Воспитание у всех слоев общества активной гражданской позиции в вопросе сохранения природы, ее богатств, биологического разнообразия является гарантом целостности и устойчивости биосферы. Несомненно, что для более эффективной работы в области охраны окружающей среды необходимо наличие налаженной работы в области экологического просвещения. Однако, в школах Российской Федерации отсутствует предмет экология. В учебных планах просто нет тем, затрагивающих проблемы конечности ресурсов, ресурсосбережения, переизбытка отходов, обращения с опасными отходами. В итоге даже многие не знают, куда звонить, если разбился ртутный градусник, не понимают, что опасные отходы нельзя выкидывать в общий мусор. У подрастающего поколения отсутствует чувство единения себя и мира, т.е. понимание того, что от каждого человека зависит будущее планеты. Согласно ежегодного доклада Министерства природных ресурсов Краснодарского края «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2020 году», в результате обработки данных с использованием Информационно-аналитической системы экологического мониторинга (ИАСЭМ), полученных от участников мониторинга, в том числе представленной муниципальным образованием город Армавир по 95 показателям, экологическая обстановка на территории МО город Армавир оценена как «Неблагоприятная». Реализация проекта «Музей - центр экологической культуры» путем интенсивного взаимодействия с местным населением, вовлечение в хозяйственную и культурную деятельность на всех этапах создания и функционирования музея, позволит осуществить социальную миссию, направленную на творческое развитие местного сообщества, его культурную самоидентификацию и на решение его социальных экологических проблем.
Цель проекта: повысить уровень вовлеченности населения города Армавир в культурно- коммуникационный процесс, сформировать у людей экологическую культуру, привлечь к сбережению экологии.
Задачи проекта:
Создать условия для развития социальной активности населения города Армавир посредством привлечения к участию в экологическом просвещении.
Способствовать актуализации экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций населения города Армавир, их практическому применению при взаимодействии с природой.
Мероприятия:
Разработка и внедрение экскурсий эко-квестов в музейном пространстве ЧУ музее "Насекомые мира" (01.01.2022 -07.02.2022)
Экскурсии эко-квесты в ЧУ музей "Насекомые мира" (08.02.2022-28.02.2022)
"Творческая лаборатория" (12.02.2022- 20.12.2022): февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
Экологическая акция в рамках Всемирного дня дикой природы (03.03.2022-05.03.2022)
Конкурс "Лучший музейный экспонат" (05.03.2022-19.06.2022)
Экологическая акция - День Земли (14.03.2022-22.04.2022)
Экологическая акция "Бесценная пчела", посвященная Всемирному дню пчёл (25.04.2022-20.05.2022)
Фестиваль бабочки (01.07.2022-31.07.2022)
Всемирный месячник (челлендж) «Июль без пластика» (с 1 -30 июля)
День рождения Всемирного фонда дикой природы (11.09.2022-11.09.2022)
Проведение мероприятия, посвященного Всемирному дню домашних животных (26.10.2022-30.11.2022)
Конкурс «ЭкоЁлка» (01.12.2022-20.12.2022)
Качественные результаты и способы их измерения
У населения сформируются навыки ведения экологичного образа жизни, сформируется модель безопасного поведения в условиях современной жизни, повысится ответственность за сохранность природы родного края, города. Население выступит не в роли наблюдателя, а активными участниками деятельности по решению экологических проблем. Изменится социальная позиция людей, сформируется стремление занять определенное место в жизни, повысится потребность оценить себя как полезного для общества. В ходе реализации программы будет сформирован экологичный подход населения к жизни, что приведет к сокращению бюджетных расходов на очистку природных ресурсов. Произойдет актуализация экологических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, направленных на практическое применение при взаимодействии с природой.